Эссе учителя

Мой взгляд на воспитание

Рейтинг
ПлохоОтлично 

“Будь терпелив в ожидании чуда
и будь готов для встречи с ним в ребёнке”
Ш.А. Амонашвили.

Маленький человек идёт первый раз в школу. Он полон надежд. Он ждет встречи с новыми друзьями. Он ждет встречи с Первым Учителем! Как много воспоминаний связано с этим именем. И какими будут эти воспоминания: добрыми, светлыми или тягостными зависит только от меня.
Учитель должен с первых моментов для ребенка выступать в роли помощника, наставника, воспитателя. Однако в начальной школе учитель – это еще и друг. Не зря же говорят, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама.
Я всматриваюсь в «распахнутые» глаза моих детей: сколько в них чувств и переживаний! Сколько восторга и сколько света. В этот момент я вспоминаю слова Оскара Уайльда "Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми"
А значит моя задача – сделать все для того, чтобы поддержать в детях огонёк творчества, организовать жизнь в классе так, чтобы каждый день приносил радость, помогал ребёнку познать себя, поверить в свои силы и возможности.
«От учителя, воспитателя требуется большая чуткость, но особенно бережно они должны относиться к замыслам, которыми делятся с нами дети» - говорил В.А.Левин. А вот В.Г. Глоцер рекомендует: «Ободрить, поддержать во время работы обязательно. И ни в коем случае не расхолаживать, потому что вслед за слабыми на первый взгляд успехами могут появиться настоящие». И еще «Советовать нужно с большой осторожностью, так как иные рекомендации могут только отрицательно воздействовать на ребенка и его творчество». С этим утверждением я полностью согласна, так как из своего практического наблюдения, я могу сказать, что советы и замечания часто превращаются для детей в догмы, которым они строго следуют в своем дальнейшем творчестве. Поэтому я всегда соблюдаю для себя правило: каждый ребенок индивидуален и имеет право на уважение и право быть самим собой.
Но как направить каждого ребенка на полезную и интересную деятельность, не подавляя его активности и инициативы? Как привить детям любовь к малой Родине, Отечеству, научить их уважать старших, воспитать в них доброту и милосердие, привить стремление к здоровому образу жизни? Как чередовать формы воспитательной работы так, чтобы они помогли ребенку раскрыться, почувствовать себя самостоятельной личностью, способной изменить мир?
Ответ на эти вопросы нахожу у опытных педагогов, старших коллег по работе, изучения современной педагогической литературы.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество» - В.А. Сухомлинский.
Познакомившись с трудами этого педагога, я почерпнула для себя необходимость строить воспитательную работу через вовлечение детей в творческий процесс. Мои воспитанники с большим удовольствием принимают участие в программах внутри класса, в общешкольных, районных творческих конкурсах и спортивных праздниках. Разучивая ролевые игры ребята учится быть активными, артистичными, учатся радоваться победам друг друга, взаимопомощи и сопереживанию.
«Из обычного можно извлечь искры красоты» - А.С. Макаренко.
Я глубоко убеждена, что от того, как дети проживают каждый день своей школьной жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Поэтому, планируя и проводя любое внеклассное мероприятие, я стараюсь сделать его максимально познавательным, ярким, интересным.
«Дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишить детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется в их сердцах такое светлое горение» - Н. Рерих.
Проводя работу по патриотическому воспитанию, я обязательно знакомлю детей с лучшими примерами из отечественной литературы, приглашаю на уроки мужества ветеранов ВОв и труда нашего поселка. Традиционным для нас стало посещение школьного музея боевой и трудовой славы, участие в митинге памяти героев ВОв, просмотр художественных фильмов о ВОв, участие в выставке рисунков на военную тему.
«С рождения каждому ребенку познать прекрасное дано - для этого немного надо: чтоб лишь поверили в него». – А.Д. Рязанова (коллега по работе).
«Единственная красота, которую я знаю - это здоровье!» - Г. Гейне.
Занятие спортом, изучение здорового образа жизни - одно из основных направлений, которое я использую в рамках воспитательной работы. Утренняя зарядка, физминутки на уроках, уроки здоровья – привычны для нас. Большой популярностью у ребят пользуются игры на воздухе и спортивные эстафеты.
Особую роль в формировании творческой личности ребёнка я отвожу семье. «В первом-втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами. Работа с родителями проходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах», пишет В.Сикорските-Войшнене. Опираясь на опыт великих педагогов, я выстраиваю работу с родителями на основе сотрудничества и вовлечения их во все творческие дела класса. Совместно мы организуем и проводим тематические праздники, походы, спортивные соревнования. У нас общие победы и общие переживания. Все это делает нас одной дружной семьей.
Ребенок имеет право на оптимальные условия, например, уют, хорошая aтмосфера в семье, уважение для его развития и его роста - это правило я почерпнула у Януша Корчака, и я с ним абсолютно согласна. Я делаю все для того, чтобы наш класс был для моих ребят вторым домом, где они чувствуют себя комфортно, свободно, безопасно.
«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом» - Ш.А. Амонашвили.
Маленький человек идёт первый раз в школу. Он полон надежд. Он ждет встречи с новыми друзьями. Он ждет встречи с Первым Учителем! Я тоже с нетерпением жду встречи с ним. Я счастлива, потому что отдаю тепло своей души детям, счастлива, что имею возможность зажечь их души собственным примером, увлечь своим творчеством, обогреть теплом своей души.
Я Педагог - Я Воспитатель!