Эссе учителя

Роль учителя в моей жизни

Рейтинг
ПлохоОтлично 

-Как отличить истинного учителя от ложного?
- спросили Ходжу Насреддина
- Учитель – это зеркало, - объяснил мудрец.
- Если он настоящий вы увидите своё отражение,
если нет – красивую раму.

Слово «учитель» впервые я услышал задолго до того как пошёл в школу, до того как узнал, что значит это слово. Так мой отец называл своего первого тренера, легенду Сталинградских шахмат – Дмитрия Макаровича Гречкина. Так называли моего деда – профессора Яхтенфельда, его студенты и аспиранты. Они оба рано ушли из жизни, что добавляло к этому слову дополнительный ареол таинственности, порой вызывало священный трепет…
Много позже в пединституте мы запоминали слова Яна Амоса Каменского: «Tabula rasa» - «Чистая доска». Пожалуй, трудно более точно и более кратко охарактеризовать ребёнка вступающего на жизненный путь, встречающегося с педагогом. И каждый последующий учитель на этом пути оставляет свой отпечаток на этой чудесной доске…
… В моей жизни было и есть много таких встреч. У каждого учителей из них был свой предмет, специальность: дед – агроном-селекционер, «Дим Юрич» – научный сотрудник областного краеведческого музея, Маргарита Викторовна Жукова – физик, директор школы, которую я закончил, мои институтские преподаватели – Нина Борисовна Скорбилина, Людмила Павловна Разбегаева, мои первые коллеги Светлана Алексеевна Таева, Галина Михайловна Шелестова. Они по-своему расчерчивали мою «доску». И не возможно точно определить кто из них какой именно след оставил в формировании моей личности. Но не могу я представить себя нынешнего, будущего, хотя бы без одной чёрточки, одного штриха нанесенного ими.
… Одним из первых учителей стали память о деде, бабушкины рассказы о нём…
… с ними впитывалось бережное отношение к ученикам, к их чувствам, к тому доверию, которое они оказывают тебе.
Мой учитель истории предопределил нет не моё поступление на истфак, а не равнодушное отношение к преподаваемому предмету, стремление раздвинуть установленные рамки … А в 7 классе Нелля Ивановна Колесова привела нас на урок в музей. Не вольно здесь в музее у меня появился новый учитель – тот самый «Дим Юрич». У него я научился, нет, не столько навыкам экскурсовода или реставратора, сколько навыку извлекать информацию, вкусу к её поиску и анализу.
… Маргарита Викторовна. Между собой мы звали её «железной леди». Не из-за явного внешнего сходства с тогдашним премьер-министром Великобритании. А благодаря её поразительному умению держать удар в любой ситуации, умению добиваться своего так что оппонент не чувствовал себя проигравшим или униженным. А ведь это так важно для любого человека, а особенно для подростка.
… Нина Борисовна была первым человеком в институте, кто позволил нам не быть, но ощутить себя учителями. Сколько раз на практике, а потом в работе мы вспоминали те бесчисленные ситуации, которые мастерки моделировались ею на занятиях по педагогике, многих скользких моментов удалось нам избежать, памятуя об уроках Нине Борисовне. Но самое главное каждый день, входя в аудиторию, класс мне кажется, я слышу её слова, чтобы там не делалось, атмосфера ни за что не должна быть «весёленькой, как на кладбище»…
… Студент-старшекурсник порой чувствует себя самым опытным, самым знающим, самым-самым. В такой момент пересеклись наши дороги с блестящим методистом Людмилой Павловной Разбегаевой. Именно её лекции и семинары поставили многих перед выбором идти или не идти в школу. Но, прежде всего мы учились у неё быть критичным по отношению к самому себе, к своим работам, заниматься самоанализом, а не самокопанием, искать своё место в жизни, в профессии…
Известно в школе как в любом коллективе молодые кадры далеко не всегда встречают приветливо. В такой ситуации ободряющее слово, приглашение выпить чая на перемене стоит очень дорого. Таким человеком для меня стала Светлана Алексеевна Таева. Это потом узнал я, что постоянная собранность, приятие любой ситуации и редкая готовность прийти на помощь первому встречному по первому зову у Светланы Алексеевны следствие тяжелейших жизненных обстоятельств – чеченской войны…
… Когда по воле случая я пришёл работать в как принято говорить «частную» школу за спиной было лет семь работы в различных образовательных учреждениях. И всё же первое время ощущения настороженности не проходило. Не проходило, пока в школу не входила Галина Михайловна поразительный пример умения решать все вопросы, не повышая голос, сохраняя удивительное терпение к детям, родителям, коллегам.
… На «День учителя» принято рисовать своих учителей. Смотря на такие рисунки будто смотришь в зеркало, в зеркало которое не может обмануть, подретушировать. Через это зеркало смотрят на меня глаза моих учителей, самых строгих в жизни – моих учеников. У них учусь я доверять и прощать, верить и надеяться, не сдаваться, не смотря ни на что.
«Многому я научился у своих наставников, ещё большому – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников».