Эссе учителя

Размышления о профессии

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Учитель… С этим словом связана жизнь каждого человека. Ведь любого из нас когда-то учили. Много учителей встретились нам за время обучения в школе, училище, институте. Но главная фигура в жизни – это первый учитель, учитель начальных классов. Ведь это он принимает из родительских рук малышей-несмышлёнышей, это он учит их азам школьной жизни, основам наук, закладывает фундамент для всего дальнейшего обучения. И сколько бы лет ни прошло со времени встречи с нашим первым учителем, мы помним эти незабываемые годы общения, совместной работы.
Моей первой учительницей была Лысенко Надежда Ильинична. Тогда, переступив порог первого класса Новооскольской средней школы №2, мы не знали, что это Заслуженный учитель. Но, спустя десятилетия, проработав сама в школе более тридцати лет, я поняла, что труд моей учительницы действительно заслуживает высокого звания. Она работала с большим классом, нас было более сорока, но успевала всё: работать с сильными и слабыми, поддерживать образцовую дисциплину, заинтересовывать увлекательными мероприятиями. Когда мы подросли и были в старших классах, наш класс был сильнее других в учёбе, побеждал в спортивных соревнованиях, становился всегда победителем в соревнованиях по сбору металлолома и макулатуры, в смотрах строя и песни среди пионерских отрядов. И всё это- заслуга нашей первой учительницы Надежды Ильиничны, которая создала работоспособный школьный коллектив, в котором всегда могли помочь тому, кому трудно, порадоваться успехам товарищей. Прошло много лет, к сожалению, ушла из жизни моя первая учительница, но мы поддерживаем связь с одноклассниками, делимся новостями, вспоминаем годы учёбы.
Иногда я мысленно задаю себе вопросы: »Почему я стала учителем начальных классов? Когда я поняла важность этой профессии?». В памяти возникают картинки далёкого детства. Старшая сестра Валя, окончившая первый класс, усаживает меня во дворе, в тени раскидистой яблони, за импровизированную парту из деревянного ящика, нескольких кирпичиков и скамейки-дощечки. Она раскладывает передо мной тетрадь, книги, ручки и начинает обучение. Мне, большой непоседе, хочется бежать на улицу, играть в мяч с соседскими ребятишками, но я терпеливо «сижу на уроке», вывожу первые палочки и крючочки. Мне любопытно, как из этих палочек могут получаться буквы и слова? А моя сестра важно вышагивает около меня, поучая, исправляя мои каракули. Тогда она в моих глазах была профессором, ведь я знала, что первый класс она закончила на пятёрки и получила грамоту. Наверное, в это время я и подумала, что это очень интересная профессия – учить грамоте малышей.
Мне кажется, что я стала учителем начальных классов потому, что хотела, как Надежда Ильинична, открывать первоклашкам мир знаний, учить выводить их первые буквы, запоминать первые цифры, лепить, вышивать, вырезать. Я уже много лет работаю с детьми, имеющими отклонения в развитии. Сначала это была школа слабослышащих детей, в которую я попала по распределению. Мы обучали детей с небольшими остатками слуха. Первые годы было очень сложно работать, ведь я только что закончила педучилище и не имела опыта работы с такими учениками. Прошли годы, по направлению ОБЛОНО поступила в институт, закончила дефектологический факультет МГЗПИ, приобрела необходимые знания для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Мои первые слабослышащие ученики давно закончили школу, некоторые из них продолжили образование в средних специальных учреждениях. Приятно узнать, что все они нашли своё место в жизни, овладели различными специальностями. Это библиотекарь и медработник, строитель и швея, столяр и плотник. Многие трудятся рабочими на заводах и фабриках. Но самое главное то, что это старательные и дисциплинированные работники, решающие производственные задачи. Приятно встречаться с бывшими учениками. Слабослышащие дети имеют очень добрые сердца и хорошую память на людей, которые им дарили своё тепло и ласку. Через много лет они стремятся пообщаться со мной, своим первым учителем, поделиться своими успехами. Однажды в августе, когда готовила классное помещение к новому учебному году, в двери класса кто-то постучал и, через некоторое время, зашёл молодой мужчина, а следом приятной внешности женщина и мальчик-подросток. «Узнаёте?». Как можно не узнать своего ученика? Пусть прошло много лет, пусть он превратился в тридцатилетнего мужчину, но его большие голубые глаза, запоминающаяся улыбка с ямочками на щеках остались в памяти. Это же Серёжа. Были проблемы с учёбой, с родителями, но сейчас у него всё хорошо и он приехал поделиться радостью: у него хорошая жена, десятилетний сын, своё жильё, хорошо оплачиваемая работа в Подмосковье. Серёжа познакомил меня с женой и сыном, рассказал ещё много интересного про бывших одноклассников. Мне было очень приятно любоваться этой парой и отмечать, что в глазах их читается любовь и взаимопонимание. Я рада, что мой труд и труд моих коллег в школе помог Серёже и ещё многим слабослышащим ребятишкам обрести необходимые знания для успешной адаптации в обществе.
Через некоторое время в нашей школе стали обучаться дети с недостатками интеллектуального развития. Сейчас это коррекционная школа-интернат 8 вида. Трудиться в таком учреждении непросто, так как первичным здесь является суметь заинтересовать школьника процессом учёбы, окружить его заботой, дать почувствовать способность к обучению, вселить веру в школьника и его родителей в то, что ребёнок способен к обучению. В коррекционную школу-интернат поступают, обычно, дети, не усвоившие программу массовой общеобразовательной школы, имеющие негативные воспоминания об уроках, утратившие учебную мотивацию. Встреча таких школьников с учителем в нашем учреждении решает многое: перспективы дальнейшего обучения, общения, социальной адаптации. Нелегко приходится педагогу, но всегда ощущаешь, что ты не один решаешь трудную задачу. Всегда можно рассчитывать на помощь воспитателей, психолога, логопеда, администрации. Когда коллектив дружный, сплочённый, творческий, даже самые сложные ситуации разрешаются сами собой. За годы работы в школе было много побед и огорчений, приятных минут и сложных ситуаций, но, несмотря ни на что, не представляю себя на другом рабочем месте.
Сплочению коллектива учителей и учащихся способствуют внеклассные мероприятия. Это экскурсии в музей, по родному краю, дни Здоровья, спортивные соревнования на городском стадионе, посещение концертов и выставок, работа на пришкольном участке, работы по благоустройству школьного двора, подготовка к конкурсам.
Говорят, счастлив тот, кто с радостью идёт на работу и с радостью возвращается домой. Это действительно так. Вот уже более тридцати лет, каждое утро, я спешу в школу по одной и той же улице. Торопливо открываю калитку родного учреждения, и мне навстречу бегут мои звонкоголосые малыши, чтобы поздороваться, прильнуть ненадолго, рассказать о школьных новостях, поделиться чем-то сокровенным. Сама не замечаю, как в моей руке уже оказывается чья-то горячая ладошка и мы спешим в свой класс. Впереди у нас много дел, много открытий, много дорог в страну Знаний.