Эссе учителя

Источник счастья

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Меж прошлым и будущим нить
Я тку неустанной, проворной рукою:
Хочу для грядущих столетий
Покорно и честно служить
Борьбой и трудом...
К. Бальмонт

Далекий, да, теперь уже далекий август 1981 года. Я еду в автобусе домой мимо желтых полей, мимо каких-то деревень, мимо красивого леса на берегу знакомой мне реки Иргиз, еду с новеньким дипломом в кармане, чтобы стать учительницей в своем родном городе Пугачеве.
Могла ли я тогда думать, что школа и этот город навсегда войдут в мою жизнь, что здесь я выйду замуж, что дети мои пойдут в школу и даже ко мне в первый класс?
Наверное, нет, потому что я ехала, любовалась окрестностями и думала о детях. Какие они? Что им скажу? Смогу ли я научить их чему-нибудь, ведь сама я вчерашняя студентка...
И вот я в школе, на меня глядят тридцать пять пар голубых, карих, черных глазенок: кто-то с интересом, кто-то с хитринкой, кто-то с удивлением.
Тот мои первый класс и сейчас перед глазами: маленькие и большие,
вежливые и не очень. Помню нашу первую экскурсию на тот самый берег реки
Иргиз, мимо которого ехала, помню, как были рады мои ученики, идя со мной
рядом и болтая ни о чем, как провожали меня до дома…
С тех пор прошло 25 лет, дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. День
бежит за днем, лето сменяет осень, зиму - весна. Всякий раз, встречая новый
день, думаю: что интересного, он принесет мне? Надеюсь, подарит счастливые
мгновенья общения с моими учениками! О чем они меня спросят? С удовольствием отвечу на их вопросы!
Иду в школу, смотрю на деревья. На замерзшую речку, на красивые старинные дома. Какое сказочное утро! Пожалуй, сегодняшний урок математики начну с игры. Интересно, поймут они переместительный закон,
перепрыгивая из круга в круг, который я мелом нарисовала на полу. Смогут ли
они сами сделать вывод, побывав живой моделью. Отложатся ли у них в памяти
математические формулы?
Иногда меня спрашивают, сколько времени длится мой рабочий день. Не
ошибусь, если скажу: я работаю всегда. Во время обеда и во время совещаний,
во время прогулки в лес и во время пути в школу. Даже во сне мне снятся
образы, модели, а то и почти готовые уроки. Значит, и во сне продолжается
мой рабочий день.
Всегда с легким волнением открывая дверь школы, захожу в свой класс:
сейчас встречусь с моими учениками. Как обычно, дети входят в класс со
словами приветствия, с нескончаемыми вопросами, нехитрыми просьбами, с
безграничной доверчивостью, искренней радостью. Всматриваюсь в детские
лица, внимательно выслушиваю каждого, отвечаю на вопросы. А самой хочется
сказать вслух: « Милые мои ребята! Вы самые хорошие люди на свете. Ваша
доброжелательность, приветливость ни с чем несравнима!» Дети необычайно
деятельны. Верят в добро, справедливость, счастье. Только где оно, счастье?
Так хочется оградить от всего дурного, что есть еще в нашей жизни, закалить.
Огонек доверия, светящийся в глазах, так легко погасить неосторожным
прикосновением, резким словом, равнодушным жестом. Как важно помнить о
том, что в детской жизни нет мелочей.
Мои мысли прерывает звонок. Урок я начинаю с улыбки. Улыбка - это мое
приветствие, мое первое обращение к детям, пришедшим ко мне за знаниями. Она, как говорил Экзюпери, объединяет, она сближает нас, вселяет уверенность. Окидываю еще раз взглядом класс и вижу, кого сегодня надо подбодрить, сказать ласковое доброе слово. Мы улыбаемся друг другу, дети успокаиваются. Можно начать урок.
Детская душа желает делать открытия. Моя роль - помогать ученику
« открывать знания» на каждом уроке. Вместе с детьми я веду диалог на уроке. Стараюсь делать так, чтобы дети «открывали» знания сами, а не
получали в готовом виде. На уроке мы ищем ответы на проблемные вопросы, и
я радуюсь тому, что мои питомцы не бояться высказывать свои гипотезы.
Ребята пробуждают во мне энергию вдохновения и творчества, и я с любовью
все принимаю. Технология проблемно - диалогического обучения освоена!
Внимание маленького ребенка, кажется мне пугливой птичкой, которая
улетает прочь от гнезда, если кто-то стремиться приблизиться к нему. Когда же,
наконец, удалось поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в
клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и
внимание маленького ребенка: если ты держишь его, как птичку - узника, то он
плохой твой помощник.
Психологи убедительно доказали: задания по образцу ребенок выполняет с
ошибками - если молча, и правильно - если проговаривает порядок своих
действий, регулирует действия при помощи речи. Коля, неторопливо
проговаривая алгоритм, решает пример; ни на одной ступени не испытывая
затруднений. Молодец! Следующий пример того же вида он пробует решить
молча - и все. Не может сдвинуться с места. Молчал, молчал - заговорил. И
решил правильно и быстро. Теория П. Гальперина в действии!
Закончился еще один рабочий день. Я долго сижу в классе. Как тихо!
Можно расслабиться, отдохнуть, подумать. Конечно, никуда не уйти от забот и
вопросов. Какими завтра войдут в класс мои ученики? Как хочется увидеть
пытливость в их глазах! Ведь удивление рождает любопытство, любопытство -
тропинка в любознательность, любознательность - дорога к знаниям. Никогда
не забываю об этом. И «пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть
карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть
борется, только осторожно...». Какие прекрасные слова Януша Корчака!
Домой возвращаюсь не торопясь. Весь день учила, вдохновляла, утешала,
возвышала каждого ученика, вселяя любовь к Отечеству, веру в людей. В
памяти всплывают слова любимого мною Учителя В.А. Сухомлинского:
«Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души».
Сколько таких кусочков души уже отдано за эти 25 лет? И сколько еще
предстоит отдать? Любовь к детям, к своей профессии не иссякает, а день ото
дня становиться более мудрой, глубокой.
Найти свое признание, утвердиться в нем — источник счастья. Поэтому
завтра я снова войду в класс учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.