Эссе учителя

Самый классный классный

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Среди «женского» мира нашего лицея он – единственный классный руководи-тель-мужчина. Уже поэтому стоит обратить на него внимание. Да и как не обратить, если кроме него только учитель физкультуры и преподаватель основ безопасности жизнедеятельности представляют «сильную» половину человечества на поприще педагогики в нашем учебном заведении! Да, немногих «стойких оловянных солдатиков» можно отыскать по нашим российским школам. Это мир воинственных амазонок, бьющихся за успеваемость и примерное поведение своих подопечных. И, кажется, в их мире уже не осталось места представителям genus masculinum... Тем интереснее эти замечательные мужчины, отдавшие предпочтение школе и связавшие с ней свою жизнь. Кто они – реликты прошлых времён, которых, как свидетельствуют фотографии из альбомов, хранящих славную летопись лицея, раньше можно было встретить в кабинетах физики, математики? Или неудачники, стремившиеся найти себе иное место в жизни, но так и не сумевшие сделать это, и потому оставшиеся здесь? А может быть, фанаты своего предмета, отмеченные бесчисленными профессиональными наградами и увенчанные венками славы за достижения блестящих учеников, которым незачем что-либо менять во вполне удавшейся карьере?
Как часто приходится слышать о том, какая замечательная у них «классная мама»! А я вот могу на полном основании заявить: у меня – классный папа! И безо всяких кавычек, не опасаясь сделать ошибку. Ведь Владимир Яковлевич, дей-ствительно, мой отец. И он, действительно, классный. Нет, наверное, не идеальный, но классный уж без сомнения. Не по должности, но по долгу и по призванию.
Почему именно я взялся за описание своего классного руководителя? С одной стороны мне гораздо легче сделать это, ведь я вижу его каждый день не только в лицейских коридорах, на уроках или внеклассных мероприятиях, но и дома, «без галстука», в неформальной обстановке.
С другой стороны, мне это сделать, наверное, сложнее, чем любому другому из его учеников. Трудно быть объективным и непредвзятым по отношению к отцу. Да и этично ли это – судить о родителях вообще? Но, если не я, «педагогический ребё-нок», то кто напишет о классном руководители достоверно? Ведь о классном пишут только те, которые именно сейчас учатся в «его» классе. И только о том, что знают именно они. Где-то в далёкой тьме прошедших лет и неизмеримых пространствах остаются все предыдущие годы работы человека, идущего рука об руку с тобой по школьной жизни. Сколько их, этих лет? Конечно, по сравнению с педстажем ветеранов лицея двадцатилетнее служение ученикам Владимира Яковлевича может показаться не самым долгим. Но, согласитесь, что двадцати лет достаточно, чтобы проявить себя. Да, когда ты находишься в полушестнадцатилетнем возрасте, двадцать лет кажутся целой вечностью. Вечность в школе! Для меня и моих одноклассников это слишком! А для него?
Почему он пришёл в педагогику? Продолжение семейной традиции? Заветная мечта? Не мог поступить иначе? Случайность? Что-нибудь ещё? Трудно ответить на, казалось бы, обычный вопрос.
Он – первый учитель среди нескольких поколений Риттеров, чей род берёт своё начало в немецких колониях, основанных в России в XVIII веке. Но надо, же было кому-нибудь и начать! Хотя Владимир Яковлевич мечтал стать политработником, и готовился именно к военной службе: занимался спортом, стремился быть в курсе всех политических событий в мире, так, чтобы можно было разбудить ночью, спросить и услышать правильный ответ: «А скажи-ка, пожалуйста, как зовут нового посла Королевства Таиланд в СССР? А выписал ли ты его имя? А не забыл ли ты его? – Кхонгсават Кхайкхампхитхун!» Золотая медаль за окончание школы говорит, что учил надлежащим образом он не только историю, географию, русский язык и литературу, необходимые для поступления в высшее военно-политическое училище. Со школьных времён одноклассники зовут его «Вовка-профессор».
Казалось, все дороги были открыты перед золотым медалистом, победителем и призёром чемпионатов и спартакиад школьников Таджикской ССР по гандболу, комсомольским активистом... Но что это – решение идти в армию, вместо поступления в ВУЗ – мальчишеская выходка или мужской поступок? Он боялся, что война в Афганистане закончится без него, и он не успеет побывать там, где уже успели отличиться его старшие товарищи, «ребята с нашего двора». Это сейчас ввод советских войск в Афганистан признан ошибкой. Это сегодня отец называет афганскую войну «событием, представляющим честное пролитие своей и преступное – чужой крови за неправедные идеалы». Тогда же для него (да и только ли для него?!) Афганская война была мерилом патриотизма и выполнением интернационального долга.
Место службы не выбирают. Почему его просьбу отправить в Афганистан не удовлетворили? То ли из-за того, что в анкете правдиво указал, что есть родственники за границей, то ли по каким-то иным соображениям... Он отслужил свои два года в Красноярском крае. Фотография висела на доске почёта. Был поощрён отпуском. Писал рапорт о направлении на учёбу в военное училище, но получил отказ: мол, отслужи срочную, а там, считай, что ты уже курсант... Писал заявление с просьбой отправить на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии... Но лучше всего об его армейских годах говорят сослуживцы: «Свой мужик». То есть, надёжный товарищ, который не подведёт, не предаст, который разделит все тяготы службы и сумеет поддержать шутку. То есть, человек, для которого идеалы дружбы превыше всего.
Вернувшись, домой, поступил учиться в политехнический институт. Говорит, что выбрал именно тот факультет и ту специальность, где был самый высокий конкурс – более 12 человек на место («автомобили и автомобильное хозяйство»). Хотел проверить свои знания и характер. Характер не позволил ему учиться очно – надо было помогать семье. Работал по сменам и учился. За короткое время стал слесарем КИП и А (контрольно-измерительных приборов и автоматики) пятого разряда. После первого курса отличной учёбы вдруг понял, что «лирик» побеждает «физика»: бросил политех и, сдав на отлично только экзамен по истории, стал студентом истфака университета.
А потом его пригласили в родную школу, не смотря на то, что он был ещё студентом. И ни разу не пожалели об этом. Посмотрите на сайте «Одноклассники» сколько писем приходит ему от тех, кого он учил в «своей» школе, чьим классным руководителем он был! Германия, Израиль, Австралия, Таджикистан, Украина, все уголки России... Везде его помнят и чтут. Многие его ученики избрали для себя профессию учителя во многом благодаря его примеру! Через много лет после окончания школы они помнят, о чём Владимир Яковлевич их спрашивал на экзамене! Но самое удивительное, что и он тоже помнит это до мельчайших подробностей! Не верите? Спросите у Тамары Алексеевны Булановой, у нашей учительницы английского языка! Она ведь тоже его ученица!
Почему многим хочется пообщаться с ним? Почему через много лет на встречи с выпускниками приходят к нему и «на него»? Потому, что он необычный учитель и необыкновенный классный руководитель. Послушайте Свету Малееву, у неё Владимир Яковлевич был классным руководителем, когда только пришёл работать в школу в 1989 г. Послушайте, как Владимир Яковлевич спас тонущего в бурных водах Вахша её одноклассника. Вам будет интересно также узнать секреты разжигания костра, которым он научил их на игре «Зарница»... А может быть, вы сыграете в его «фирменную» игру с простыми правилами: пользуясь картой, называете столицу, а Владимир Яковлевич, отвернувшись, называет страну, её площадь, количество населения и так далее... Но самое главное в игре, когда он называет столицу, а вы – всё остальное...
Он интересен, своими обширными знаниями. Есть ли то, о чём он не читал, не слышал, что было бы ему не интересно? Мне очень хотелось бы написать: нет! Но это было бы неправдой. Его ценят не за энциклопедические знания, а за готовность вместе с учениками познавать новое. «Нельзя всего знать, но можно стремиться к познанию», - любит повторять он. Его ученики стали победителями в олимпиадах и различных творческих конкурсах с работами по истории, экономике, политологии, культурологии, религиоведению. Всего 30 мест регионального и всероссийского уровня за последние 3 года! Из них 9 первых мест! Да и я не подвёл его: шесть побед во Всероссийском творческом конкурсе программы «Юность. Наука. Культура», победа в областном конкурсе, посвящённом дням славянской письменности, победы на олимпиадах по истории и обществознанию…
Вот накануне вступительного экзамена в ВУЗ звонит Ваня Сергеев: «Владимир Яковлевич, какие произведения Бунина входят в цикл «Тёмные аллеи»»? Наверное, этот вопрос скорее к учителю литературы, а не к учителю истории и обществознания. Но через пять минут ответ готов. А на часах 23.50. Но если было 2 или 3 часа ночи, то было бы, то, же самое.
Будущие врачи дают клятву Гиппократа. Их гуманное служение не заканчивается с окончанием приёмного времени в поликлинике. Учителя не дают клятв, работа становиться их жизнью как-то просто и естественно, если, конечно, они настоящие, с большой буквы, Учителя.
К настоящему учителю обращаются по самым разным вопросам. Я слышал, что ценят тех, которые знают о своих учениках всё. Но, думаю, это не так. Ученики Владимира Яковлевича отмечают, что он ценит их право на собственное мнение, но никогда не настаивает на высказывании его. Он умеет хранить чужие секреты, но никогда не стремиться стать обладателем таких секретов. И вообще, он против тоталитаризма в любых его проявлениях. Против всеобъемлющего контроля над своими учениками, против принуждения. Каждый имеет право учиться на собственных ошибках! Это его позиция. Он рядом, но на таком расстоянии, чтобы можно было проявить самостоятельность. Он на расстоянии, но на таком, чтобы всегда вовремя прийти на помощь.
Два года подряд наши традиционные походы заканчивались чрезвычайными происшествиями. В одном случае, уже возвращаясь, домой, моя одноклассница Агата подвернула ногу. Владимир Яковлевич нёс её несколько километров на закорках. В другом случае, во время игры мальчик из 7-го класса упал и рассёк до кости ногу. Что бы было, не будь наш классный рядом? Кто оказал ему первую медицинскую помощь? Кто бегом нёс его, теряющего сознание, на себе 3 км, так как ближе в горы машина «Скорая помощь» не могла подъехать, а женщины-медработники не сумели спустить на носилках пострадавшего по крутым склонам? Вот вам и преимущество класса, в котором руководителем является мужчина! Владимир Яковлевич заслужил слова благодарности от врача «Скорой» за «профессиональную» повязку и остановку крови путём «мастерского» наложения жгута. Так что навыки по оказанию первой помощи и транспортировке раненых, когда-то полученные в армии, пригодились через много лет!
Он всегда в центре событий. Всегда в ногу со временем. Первым в Лицее стал с компьютером «на ты». Его жизненный опыт, полученные ранее специальности, позволяют починить внезапно прорвавшуюся трубу отопления, электрическую проводку. Пользоваться сварочным аппаратом. Сделать ремонт в классе...
В этом году наше общее классное дело было на самом деле классным. Не знаю, пришлось бы мне и моим одноклассникам когда-нибудь своими руками устанавливать панели МДФ, если бы Владимир Яковлевич не доверил настоящую мужскую работу по ремонту кабинета нам. Он терпеливо показывал и объяснял. А я смотрел и гордился: у моего отца золотые руки и невероятная смекалка.
Но самое главное, он может найти нужные слова, чтобы помочь погасить любой конфликт, возникающий в классе. Его слово – закон? Нет! Его слово – совет, к кото-рому нельзя не прислушаться, ведь он справедлив и честен. А его шутки уместны и добры.
К любому мероприятию мы готовимся вместе. Иногда мне кажется, что важнее сам процесс подготовки, а не проведение того или иного праздника, конкурса, воспитательного часа. Нет готовых сценариев и заранее определённых ролей. Вот подготовка к зимним праздникам: пишем сценарий по мотивам «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Васильевича Гоголя. А что если часть сценок поставить на украинском языке? Есть ведь в нашем классе те, чьи корни на Украине! Оказалось, что и национальные наряды дома тоже имеются! А что мы знаем о Гоголе? Оказалось, что отец Николая Васильевича в звании майора в 1776 г. служил в нашем Вольске и участвовал в боевых действиях против кочевников, налетавших из степи разорять немецкие колонии на Волге... Да, все необходимые переводы с русского на украинский сделал Владимир Яковлевич. Если потребуется, он может сделать перевод и на таджикский (фарси-дари) язык, язык далёкого Таджикистана, где родился и вырос наш классный. Ведь для него нет чужого языка или чужой культуры. Есть другой язык и другая культура, которые ничем не хуже русского языка и культуры от того, что другие. Наверное, своё отношение он сумел передать и нам. Ведь в нашем классе одинаково комфортно чувствуют себя ученики разных национальностей.
С ним как-то просто все становятся командой. Часто ли можно увидеть футбольный матч, в котором мальчики играют против команды девочек? И игра идёт на равных! В нашем классе такое случается нередко. А уж если это состязания в стрельбе из пневматического ружья, перетягивании каната, беге в мешках в День защитника Отечества, то команде нашего класса нет равных в накале эмоций. Тут уж один за всех, и все за одного!
Мой отец, наверное, мог бы стать журналистом, востоковедом, юристом, агрономом, механиком, руководить автомобильными перевозками... Но он стал лучшим учителем России в 2006 году, лучшим классным руководителем России 2008 года. Для меня он был и остаётся лучшим учителем и классным руководителем, даже если бы таких официальных свидетельств у него не было!