Эссе учителя

Первый учитель

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Удивительный дар – теплотой ваших рук
Создавать красоту в детских судьбах и душах.
…Лучики солнца весело играют на стене в небольшой комнатке. Стены недавно побелены, ёще пахнет известью. Вся комната наполнена светом. За окном щебечут воробьи, а здесь тихо и спокойно. Но вот раздается мелодичное звучание колокольчика. Двери открываются, и комната заполняется шумной детворой. Все начинают знакомиться с новой девочкой, которая нарядно одетая стоит в дверях, восхищаясь школой. В тот момент она самая счастливая на всём белом свете. Ей кажется, что счастью не будет конца, но вот опять зазвенел колокольчик, и комната опустела. «Что же мне делать?»- думает девочка, забеспокоившись. В этот момент появляется женщина, похожая на волшебницу, в белой кружевной блузке и с волшебной палочкой в руках. Она берет первоклассницу за руку и ведет к одной из дверей, куда зашли дети. За дверью оказывается небольшая светлая комната с партами, за которыми сидят уже знакомые ребята. Начинается урок…
Такой сон приснился однажды моей бабушке, тогда ещё маленькой девочке родом из небольшой украинской деревни. Это было давно, сразу после войны. Страна восстанавливалась после разрухи. В семье моей бабушки было четверо детей. Родители с утра до вечера работали в колхозе. Все заботы о хозяйстве и младших детях легли на плечи старшей дочери Кати, моей бабушки. Дети подрастали, и уже пора было идти в школу, но школы в деревне не было. Ближайшая была за семь километров в соседнем селе. Первой предстояло пойти в школу Кате, она была этому очень рада. Ведь столько слышать от соседских детей хорошего о школе и не полюбить её было невозможно. Катя была счастлива, что станет первоклассницей и будет радовать хорошей учёбой своих родителей. Сёстры ей немного завидовали, им тоже хотелось в школу.
К сожалению, самый счастливый в жизни Кати день был омрачён. Родители не смогли отвести Катю в школу, быть с ней рядом, потому что началась уборочная страда. Осень в тот год была ранняя, холодная и дождливая. Кате предстояло одной первый раз пойти в школу, она к этому готовилась. Встала рано утром, надела своё лучшее платье и с соседскими ребятами пошла в школу. Дорога всем показалась короткой, особенно Кате, потому что всеми мыслями она была уже в школе. Но не так просто дались эти семь километров, погода сделала своё дело: дорогу размыло, и идти по вязкой, хлюпающей земле было очень тяжело. Ребята добирались до школы долго, но все же успели к началу занятий. Войдя в школу, Катя поразилась, насколько сон был похож на реальность: светлая просторная комната, учительница-волшебница в белой блузке с указкой в руке. В школе на тот момент было всего два учителя: Андрей Павлович, директор школы, и Оксана Михайловна, учительница. Детей было немного, около двадцати. Половина из них добирались, как и Катя, из других деревень.
Первый день в школе Кате запомнился на всю жизнь, хотя вроде бы ничего особенного в нем не было.
- Ты кто такая?- спросил взъерошенный мальчишка, считавший себя самым главным. Ведь он был в третьем классе и всех учеников уже хорошо знал.
- Я Катя с хутора Мыгорев, - бойко отвечала Катя.
- А я Гришка из Красного. Здесь всех знаю, так что обращайся, если что.
- Ладно.
- Ну, я пошёл, - сказал Гришка и не спеша отправился в свой класс.
До начала урока оставалось несколько минут, к школе ещё подходили дети. Их встречала нарядная, улыбающаяся учительница и провожала по классам. На удивление Кати первоклассников было много, и все, как и она, были восхищены школой. Зазвенел долгожданный колокольчик. Урок начался со знакомства детей и учительницы, которая своей доброй улыбкой, ласковым взглядом просто заворожила всех детей. Первый урок в жизни Кати прошёл интересно и весело. В классе царила дружеская обстановка, всем очень понравилось, как учительница, приветливо улыбаясь всем своим ученикам, рассказывала, чему они будут учиться в школе. Урок пролетел незаметно. Дома Катя с увлечением рассказала всей семье про свой первый день в школе, про ребят, с которыми успела подружиться, про учительницу, добрую и приветливую. Первоклассницу все слушали с большим вниманием, особенно сёстры и брат…
На всю жизнь для Кати та маленькая сельская школа осталась светлым воспоминанием о детстве. Хотя много тогда пришлось пережить: отогреваться зимой у печки после длинной дороги в школу, когда в морозный день кирзовые сапоги примерзали к ногам; преодолевать бездорожье и бураны; переживать разлуку с родными, когда в старших классах пришлось жить у чужих людей вдали от дома, так как десятилетка была только в райцентре. Катя с первого раза запоминала всё увиденное и услышанное на уроках, и это помогало ей в успешной учёбе. Потому не удивительно, что школу она закончила с золотой медалью. И когда встал вопрос о выборе профессии, она даже не сомневалась, что станет учителем. На всю жизнь она сохранила светлый образ своей первой учительницы, который поддерживал её в трудные минуты сомнений в правильности своего выбора. Она мечтала видеть доверчивые, широко раскрытые глаза детей, своих учеников, которые первый раз пришли в школу и смотрят на свою учительницу с надеждой и восхищением. Катя хотела поделиться своими знаниями с детьми, наполнить их сердца добротой и красотой.
Так всё и случилось. Екатерина Ивановна приехала в совхоз и стала учителем начальных классов. За свою трудовую жизнь не одно поколение деревенских детишек стало её учениками. Она проработала в школе до самой старости. Все в деревне уважают её, бывшие ученики хранят добрую память о своей первой учительнице. Многие, приезжая к родным в деревню, считают своим долгом проведать Екатерину Ивановну, а она помнит их всех и радуется их успехам, как своим.
Сейчас, конечно, другие времена и нет тех трудностей, что переживали послевоенные дети, но почему-то отношение к учителю изменилось. Не многие теперь мечтают о профессии учителя. Но я думаю, что хоть времена и изменились, всё равно в памяти у всех нас навсегда остаётся образ первого учителя и школьной поры как самого лучшего времени детства. Вот и моя мама до сих пор вспоминает свою первую учительницу Наталью Петровну, которая ввела детей в удивительную страну знаний. Я тоже очень благодарна своей первой учительнице Гульнар Мурзакановне Умерзаковой. Мы встретились с ней первого сентября 2000 года. Она нас учила и опекала четыре года, и даже, проводив в старшую школу, часто интересовалась нашими успехами. А мне она дорога ещё и тем, что научила меня проводить научные исследования, выступать перед аудиторией, отстаивать своё мнение. Вместе с Гульнар Мурзакановной мы ездили в районный центр на научно- практические конференции, и одно её присутствие вселяло в меня уверенность, и я, маленькая, делающая только первые шаги в большую науку, могла выступать спокойно и уверенно в отличие от многих других детей.
Я считаю, что учитель начальных классов первым пробуждает в нас интерес к знаниям, учит замечать красоту в окружающем мире. Встречая нас приветливой улыбкой, разделяя с нами трудности, радуясь нашим успехам, первый учитель дает нам самые главные уроки – уроки нравственности и чуткого отношения к людям, закладывает первые кирпичики отношения к образованию. Кто же ещё (не забывая, конечно, родителей) нас научит доброте, честности, справедливости? Кто пробудит в нас воображение, увидит в нас талант? Кто поможет этому таланту развиться? За всё это мы благодарны своему первому учителю, который делает с нами первые шаги по дороге образования и «создает красоту в детских судьбах и душах».
Кто бы и что не говорил, но я знаю, что профессия педагога очень важна, ведь учителя передают нам накопленные предыдущими поколениями людей знания и учат разбираться в сложных жизненных вопросах. Известные учёные никогда бы не сделали своих открытий, если бы в детстве у них не было умного и доброго первого учителя. Да, не всякий наделен удивительным даром – педагогическим талантом. Моей же семье очень повезло, потому что в нашей жизни были добрые и талантливые первые учителя.