Эссе учителя

Один день из школьной жизни

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Морозное зимнее утро… Я спешу в школу… Прохожу по еще темной улице, здороваюсь с елочкой, растущей у ворот лицея, вхожу в старое здание.
Кажется, что оно приветствует меня, радуется встрече именно со мной, даже улыбается…..
Ощущение сонливости, какой-то бесконечной утомленности, болезненности, никак не желавшее отпускать меня из дома, куда-то исчезает.
Я собрана, здорова, молода, энергична, сильна. Я - учитель. А учитель не должен быть слабым. Он должен быть сильным и интересным прежде всего самому себе (а иначе ты никому не будешь интересен). Впереди еще один рабочий день, хотя назвать его рабочим можно весьма условно, ведь школа- это не работа, это образ жизни. Что же интересного готовит для меня сегодняшний день?
Стряхивая с одежды пушистый снег, поднимаюсь по темной лестнице в «святую святых», в свой кабинет. Именно здесь я переживаю радости и огорчения, победы и поражения, размышляю, учусь верить в себя. По-моему, уверенность - основная черта педагога. Даже стены помогают мне поверить в свои силы.
На часах 7.00. Очередной раз, укоряя себя за излишнюю сентиментальность, готовлюсь к уроку. Оформляю доску, привожу кабинет в порядок. Ведь скоро мой кабинет по-настоящему оживет. Здесь появятся те, без кого и не было бы меня, учителя. Это главные люди - мои ученики.
7.30. Встречаюсь с детьми. Улыбаюсь им, они дарят улыбку в ответ, смотрю на них, слушаю, как они весело щебечут, смеются, и радуюсь их настрою, оптимизму. Они такие юные, ожидающие моей поддержки, будто делятся со мной энергией, дают мне силы на этот день, а силы мне очень нужны. Вот и мне открылся «секрет молодости». Учителя никогда не стареют душой, так как с ними всегда сотни детских улыбок.
Наверное, именно с улыбки учителя начинается педагогика сотрудничества.
8.00. Начинается урок…
Сегодня настало время, когда урок нужно превратить в сотрудничество учителя и ученика. Ученик не должен бояться высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
Главная задача учителя - научить детей верить в себя. А для того чтобы ребенок поверил в свои силы, учитель должен сам верить в своего воспитанника, отдать ученику свою любовь, теплоту сердца, свет души.
Учитель - это свеча, которая, сгорая, согревает души детей. И не надо бояться «сгореть», ведь победа ребенка становится моей победой, его радость - моей радостью, его проблемы - моими проблемами.
Я особенный человек, живущий ради уверенно звучащих детских голосов,
Человек, играющий множество ролей, словом, волею судьбы - учитель литературы.
Учить литературе - это значит «учить мыслить вслух», как тонко определил И.Андроников. Мыслить вслух грамотно, четко, красиво, образно на великом и могучем русском языке. Именно на уроках литературы дети учатся выражать мысли и чувства, охватывая всё многообразие духовной жизни.
Но, к сожалению, преподавание литературы, самого духовного, гуманного предмета, ещё не гарантирует гуманного воздействия на всех учеников. Школа не может закрыть собой от общества, она может лишь прикрыть ребенка своей грудью, своим разумом, своим профессионализмом. Поэтому следует задуматься, как именно связать уроки русского языка и литературы с реальной жизнью.
Урок литературы - совместная работа учителя и ученика по интерпретации текста.
Педагогу очень важно выстраивать деятельность детей в виде усложняющихся реальных ситуаций, поиск выхода из которых заставил бы детей решать, решаться, совершать поступки.
И кому же, как не мне, словеснику, человеку, призванному, «глаголом жечь сердца людей», претворять такие уроки в жизнь, помогая искать и находить выход из любой сложной жизненной ситуации.
Не нужно бояться нетрадиционных уроков!
Позиция учителя на уроке, его мнение не должны быть доминантными. Ученик вправе высказывать любую точку зрения, но при условии, что она доказательна. Ребенок должен чувствовать значимость своего «я». Но нельзя забывать, что для такого сотрудничества необходимы хорошие знания по предмету, начитанность.
Я должна суметь воспитать читателя, способного получать эстетическое наслаждение от подлинных произведений искусства.
Мне хочется увидеть в глазах ученика искренний интерес, а не скуку, желание высказаться, а не ожидание звонка.
С недавнего времени я стала замечать, что уроки литературы почему-то заканчиваются слишком быстро. И ещё одно чудо: я нисколько не устаю от этих уроков, хотя дети шумят, спорят, бурно обсуждая различные проблемы, не всегда выслушивают друг друга, перебивают… А усталости всё равно нет.
Наверное, это потому, что мне, интересно наблюдать за ребятами. На своем уроке я и учитель, и ученик. Я учусь у детей искренне переживать, мыслить. Дети не перестают меня удивлять своим неординарным мышлением. Я согласна признать, что некоторые мысли детей, на первый взгляд абсурдные, при внимательном рассмотрении оказываются верными, удивительно интересными. Мои ученики во многом умнее меня, практичнее, интереснее. Иногда я удивляюсь их ответам: «Откуда они это знают? Неужели мне удалось научить их так размышлять? Неужели моё слово оказало на них влияние?».
Невольно всплывают в памяти слова великого Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…
Слово - это великое оружие. Моя задача - суметь использовать это великое оружие во благо ребенка.
Становится страшно, когда слышишь и видишь, как учитель кричит на ребёнка, морально давит его, торопится записать в неудачники.
Важно помнить, что юный человек расцветает от слова, несущего поддержку или заслуженную похвалу.
Умные взрослые, опытные учителя, не будьте скупы на добрые слова в адрес ребёнка, на похвалу. Будьте терпеливыми, отзывчивыми, дружелюбными. И только тогда вы увидите в глазах ребёнка уважение, понимание. Дети будут тянуться к вам, им захочется разговаривать, делиться своими мыслями именно с вами. Я считаю это величайшим показателем в нашей работе.
Главное человеческое качество учителя - любить и уметь работать с людьми. Педагог должен любить детей небезразличной «профессиональной любовью», а так, чтобы дети чувствовали, что именно этот человек всегда придёт им на помощь.
Без патологической готовности, личностной привлекательности, каторжной работы души, истинной преданности детям и делу трудно чего-либо добиться.
15.00. Вот и закончился ещё один учебный день. Он научил меня терпению. Ежедневно я убеждаюсь, что не могу жить без школы, учеников, тетрадей, вечного беспокойства. Наверное, я счастливый человек… Вновь укоряя себя за сентиментальность, сажусь за свой письменный стол готовиться к следующему дню открытий и переживаний.
17.00. Выключаю свет в кабинете, собираюсь домой. Иду по тёмной заснеженной улице и чувствую себя удачливым человеком, потому что мне одинаково приятно совершать этот путь в любом направлении.