Эссе учителя

Эссе. Моя педагогическая философия. Вслед за синей птицей...

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Мелькают строчки в толстой книжке.
А я смотрю и вижу их открытые сердца,
Готовые к полету мысли.
Мне с ними открывать, любить,
Творить, сгорать и в будущее мчаться.
И ради этого, я знаю, стоит жить!
Вот в чем учительское счастье!

Если внимательно посмотреть на небо, то там, среди облаков, можно различить очертания огромных прозрачных крыльев. Птица продолжает свой полёт, излучая на меня, каждым своим взмахом, энергию добра, любви, лёгкой грусти. Полёт этот далёк от земли. Но и на достаточном, чтобы не обжечься и не сгореть, расстоянии до Солнца. На той высоте, куда хочется подняться и, куда была бы поднята планка моего педагогического мастерства. И, которая никогда не опускалась бы. Об этом мечтает каждый учитель, мечтаю и я.
Сегодня я не просто работаю учителем, я живу этим. Поэтому каждый свой новый день, встречу с детьми я жду с нетерпением. Что этот день принесёт мне сегодня? А, что будет завтра? «Птица счастья завтрашнего дня, прилетела крыльями звеня»- я снова и снова напеваю слова своей любимой песни. Ведь я всё время в поисках своей ультрамариновой мечты. Думаю, что это судьба. Память – коварная спутница человека, она не может всего удержать, но родная школьная парта осталась в ней навсегда. Мое будущее началось с неё, ведь уже в то время я понимала, что выберу профессию учителя. Для меня вопрос: «А, кем станешь ты, когда вырастешь?». Был уже решён, когда я училась в седьмом классе. Хотя, наверное, это был ещё неосознанный выбор. Может быть, это было всего лишь подражание тем учителям, которые учили меня. Мне нравились многие предметы и соответственно учителя, которые меня учили. А моё подражание заключалось в том, что в свободное от уроков время, я со своими подружками «играла в школу». Рассаживала всех своих подруг и, подражая своим учителям, проводила урок.
Биология стала для меня особенным, увлекательным предметом. В ней всё живое, всё из жизни и всё для жизни!
И, вот школа, чередою побежали мои трудовые дни, и только через несколько лет я поняла, что быть учителем, это значит быть не просто человеком, который учит, а быть человеком, у которого учатся: быть терпеливым, помня, что в каждом ребенке скрыто чудо и нужно только набраться сил и терпения и помочь ему раскрыться. Где же взять силы для каждодневного вдохновения? И только опять со временем поняла, что они скрыты во мне самой и в детских пытливых глазах, заинтересованных, ожидающих. Нельзя не оправдать их надежд. Поэтому урок должен быть всегда открытием, в нем не должно быть шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач.
Я всё время должна сама учиться, постигать что-то новое. А в голове слова уже другой любимой песни: «И только небо тебя поманит, синим взмахом её крыла» - да, высок полёт синей птицы. К высотам знаний веду я своих воспитанников, поднимаясь с ними сама. Познать себя, познать всё многообразие, всю сложную красоту мира помогают мне науки о жизни – биология и экология.
«Синей птицы не стало меньше» - да, новый век, новые открытия, новые технологии многократно увеличивают шансы догнать синюю птицу.
Компьютер - информационные технологии – Интернет.

Вот мои новые шаги вслед за синей птицей.
«Стала пуганой птица удачи и не верит людским рукам» - да, современный мир находится на тонкой грани между добром и злом, между пониманием и неприятием, между прогрессом и крахом нашей цивилизации. Совсем скоро моим воспитанникам предстоит принимать ответственные решения, делать выбор, выстраивать новый тип общественных взаимоотношений, взаимоотношений между обществом и природой. И я тороплюсь, догоняя синюю птицу, научить их идти в ногу с лучшими людьми нашей страны, чеканя шаги.
«Говорят, что в дальние страны подалась она навсегда» - да, в последние годы слишком часто видят и слышат наши дети, как хорошо где-то там, далеко. Но вслед за «Машиной времени» мне хочется сказать им: «Это полная ерунда!». И я веду своих воспитанников за синей птицей по тропинке:
родители – род – народ - природа – Родина.

Я ни о чем не жалею! Ведь именно благодаря моей профессии, которую подарила мне жизнь, я каждое первое сентября встречаю десятки учеников в той же школе, в которую когда-то ходила сама. Я веду своих учеников в мир удивительных открытий, а они учат меня детской мудрости, общительности, учат смотреть на мир их глазами. Мне повезло с выбором профессии.
Я чувствую: все, что я делаю, - нужно людям. Ведь учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится. Впереди у меня ещё есть время для самосовершенствования, изучения нового. Хочу, чтобы, заканчивая урок, в ответ от учеников как можно чаще звучали такие слова «…и провела такой урок, что мы забыли про звонок». Во имя этого стоит трудиться и жить на этой Земле. Нужно быть Великим Мастером своего дела. А, что такое мастерство?
Мастерство-это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приёмы. Сильных педагогических приёмов не так уж и много - часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя-тремя «секретами». До этого совершенства я стараюсь дорасти. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приёмы-только это педагогические краски, этюды и приёмы…
Вот учитель- мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.
Я очень люблю наблюдать, как мои ученики один за другим входят в класс. Даже если с утра у меня нет настроения, с появлением первого же ученика оно повышается. В дружественной атмосфере класса я забываю обо всех проблемах и неприятностях. Сегодня я твёрдо уверена: я состоявшийся учитель, и мне доверяют, я учу, и у меня учатся, я веду, и за мной идут, я убеждаю, и мне верят.
Школа - моя стихия. Это мир, где каждый день происходят важные события и удивительные открытия - это мой мир!