Эссе учителя

Учитель! Перед именем твоим…

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Президент нашей страны Дмитрий Медведев объявил 2010 год-Годом учителя. Учитель! Произношу это слово, и в памяти оживает такая картина. Год 1953. Осенние сентябрьские дни. Мой дружок по раннему детству, Колька Подерягин ( фамильное совпадение) пошел с ватагой соседских ребят в первый класс. Ему купили портфель, ручку, чернильницу, цветные карандаши, красивый букварь, другие книги и тетрадки. С вечера мы вместе уложили все вещи в портфель и с нетерпением ожидали 1 сентября. Во всей новой одежде и в новых ботинках, в новеньком, купленном на рынке у Уразовских мастеровых, картузе, он гордо шагал со всеми ребятами из нашего кутка в школу. Я тоже встрял за ним, но без книг и без портфеля, так как родители мои не собирались отдавать меня на этот год в первый класс. Не вышел годами, было только шесть с половиной лет. А тогда в школу принимали с семи и старше. Но мне очень хотелось идти в школу, и я надеялся, что меня тоже запишут в 1 класс.
Учительница начальных классов, куда я пришел с дружком, Екатерина Матфеевна, попросила принести на завтра метрику ( свидетельство о рождении). Я принес, а она мне сказала: «Рановато тебе, Василек. На следующий год приходи» С большим огорчением пошел я домой. Обиделся и ждал с нетерпением следующий день 1 сентября.
Колька отдал мне все свои книги за первый класс. Он их так хорошо сохранил, они были словно новые. Моя сестра, Татьяна, помогла мне сделать для них обертку из бумаги от цементных мешков, подписала их. Мать сшила из старой наволочки сумку- «портфель» с лямкой через плечо, посолила кусок хлеба, помазанный растительным маслом с помощью гусиного пера, перекрестила меня и дала наказ: «Слухай учительницу и не балуйся». Так с 1 сентября 1954 года я ушёл из дома навсегда в свою родную школу, где живу в ней уже почти 56 лет.
Приняла нас в первый класс молодая, красивая учительница Косякина Клавдия Александровна. Жила она в Новоселовке в 10 км от школы. Это была исключительно добрая, заботливая о всех детях учительница. Она учила нас не только писать и читать. Учила вежливому обращению и вниманию к старшим. «Идешь по улице, встречается тебе дедушка или бабушка обязательно поздоровайся и фуражку сними»,- наставляла она нас. Детям из бедных семей она обязательно что-то давала. Это были не дорогие конфеты «подушечки», пряники или фрукты. Приносила кое-какую одежду, обувь и дарила их ребятам и девочкам
На каждом празднике классы со своими учителями демонстрировали свои таланты в сельском клубе перед зрителями. Пели хоровые песни, солировали, танцевали народные танцы, читали стихи. Жили бедно, но весело. Сколько же сил, физического и душевного здоровья, сколько терпения было необходимо, чтобы подготовить нас, 40 несмышленышей, к переходу в 5 класс. А какие интересные поучительные уроки проводила с нами Клавдия Александровна. Она заложила глубокий и прочный фундамент знаний, умений и навыков, чтобы на этом фундаменте развивать способности школьников в их дальнейшем развитии. Тогда школа была теснейшим образом связана с реалиями жизни.
Сорок пять лет прошло с тех пор, как мы окончили школу. Каждые 5 лет наш класс собирается на свои традиционные встречи. Мы приглашаем на эти встречи живых учителей, что обучали нас на протяжении 11 лет. Но всегда мы неизменно с глубочайшей благодарностью вспоминаем нашу первую учительницу, нашу любимую Клавдию Александровну.
Кстати, работая над этим материалом, я вспомнил трогательную встречу Губернатора нашей области Евгения Степановича Савченко со своей первой учительницей. По-моему это было на его юбилее по случаю 50-летия со дня рождения. Она приехала его поздравить. А он искренне признался, что всё, что есть в нем хорошего, его успехи в руководстве областью, его гуманность - это плод ее трудов. Поэтому не случайно в нашей области учительству уделяется много внимания. Эту политику заботы и внимания к учителю определяет наш Губернатор, на это он нацеливает областную администрацию и местные органы самоуправления. Это великолепный пример для подражания чиновникам любого ранга. К сожалению, не у всех «больших» людей, хватает ума, чтобы по-человечски относиться к людям, особенно к тем, кто вывел тебя на большую дорогу жизни, к Учителю…
В 5 классе классным руководителем у нас была Дорошенко Ольга Ивановна.
Это была учитель математики от Бога. Она не только обладала глубокими знаниями математики, но прекрасно передавала эти знания учащимся на высочайшем методическом уровне. Она учила нас нестандартно решать примеры и задачи не по шаблону, как тогда говорили, а разными способами, учила мыслить, рассуждать, доказывать.
А ещё Ольга Ивановна обладала сказочной красотой. Все мальчики и девочки были в нее по-детски влюблены. Она была строгой, но доброй. К сожалению, нам не повезло с классным руководителем в том плане, что они ежегодно менялись. Ольга Ивановна ушла в декрет, оставив нас Александре Сергеевне – учителю химии, а затем и она ушла в декрет. Выпускал нас учитель истории и обществознания Соколов Леонид Иванович.
Повезло нам в том, что учили нас сильные учителя. Вспоминаю супругов Соколовых. Ефросинья Ивановна заложила нам прочные знания математики: алгебры, геометрии, тригонометрии. Леонид Иванович давал нам не только теоретические уроки истории, но это были высокоэмоциональные уроки мужества, уроки диспуты, краеведческие уроки. А сколько мы с ним совершили походов по родному краю, участвовали в районных и областных соревнованиях по туризму. Это он формировал в нас патриотов большой и малой Родины.
В старших классах физику и химию нам преподавали супруги Химичи. Петр Алексеевич был прирожденным физиком – изобретателем. С ним наши ребята, мои одноклассники, Шелаев Владимир и Глебов Владимир дошли до республиканской олимпиады и стали ее призерами. На уроках у него было немного шумно, но этот была исключительно рабочая обстановка. Спорили, решали задачи, проделывали опыты, что-то изобретали, отстаивали свои проекты. Его уважали за то, что он как нам казалось, знает ответ на любой вопрос.
Его супруга Ефросинья Сергеевна была очень строгой учительницей химии. Тишина на уроке- муха летит слышно. Попробуй, приди на урок с невыполненным заданием. Это она научила нас помогать не шпаргалкой товарищу, не подсказкой на уроке,а в коллективном поиске ответов на вопросы и задания после или до уроков. Работа в парах, четверках позволяла всему классу разобраться с проблемой. Уж, если ставила «двойку», то исправить ты ее должен обязательно. На каждом уроке повторение предыдущего, при чем по любой пройденной теме. А, значит, в уме нужно было держать весь материал в системе. По этому не случайно, наши выпускники Корякин Владимир занял третье место в республиканской олимпиаде по химии. Окончил химический институт, защитил кандидатскую диссертацию и стал кандидатом химических наук.
Пожалуй, труднее всего и нам, и учителям с нами приходилось на уроках русского языка. Он и теперь труднее всего дается детям. Ну, а тогда и вовсе. В деревне народ разговаривал между собой на «Шелаевском» языке. Произношение было страшно далеко от правильного литературного русского языка. Учителя русского языка и литературы просто мучались с нами, чтобы выправить речь. Но задача была выполнена успешно, потому что с нами работали мастера педагогического труда, отличники народного просвещения Дорошенко Мария Моисеевна, Андреенко Антонина Григорьевна, Корпан-Рогозина Раиса Андреевна. Они учили нас логически мыслить, рассуждать, писать стихи и прозу, анализировать произведения писателей и поэтов, оттачивать свою речь. И тогда и теперь программа по литературе была насыщенной. Но тогда в 60-70 годы литература была тем средством, с помощью которой формировалась личность ученика. На уроках и во внеурочной работе мы изучали такие произведения и таких героев, на которых хотели быть похожими. Это были уроки нравственности. Будь это классическая литература или литература советского периода в программу были включены всемирно известные и всемирно признанные писатели, и поэты и их произведения.
Сколько стихов и прозаических отрывков знали мы наизусть. Да и сегодня они сохранились в нашей памяти. Любовь к осмысленному чтению мы вынесли с уроков литературы. Тогда на уроках было значительно меньше так называемых технических средств обучения. Но это был живой учитель, была личность, на которую ориентировались его воспитанники. И выходили из стен школы выпускники, устремленные в будущее, жаждущие научных знаний, приученные к труду, преданные своей Родине и Государству. Это был результат труда советского Учителя.
И за это им низкий поклон и слова глубокой благодарности. К сожалению многих из моих учителей уже нет в живых. Вечная им память.
Окончив школу в 1965 году, я в этом же году стал учителем в своей родной школе. Оговорюсь, учителем я ещё не стал, а был принят на работу учителем музыки и пения, одновременно учителем вечерней школы для взрослого населения. До учителя мне было ещё далеко.
Чтобы стать настоящим учителем, надо не только иметь диплом о педагогическом образовании, но и еще многому учиться в процессе профессиональной деятельности, опираться на опыт передовиков и новаторов педагогического труда. И в этом мне тоже очень повезло. Педагогический коллектив, в который я влился, слава Богу, был богат талантливыми учителями, у которых я многому учился учить и воспитывать подрастающее поколение. Мне посчастливилось работать с теми, кто еще вчера был моим педагогом-воспитателем. Работая в школе рядом с опытными учителями, я одновременно учился в Воронежском Государственном Педагогическом институте, постигая науки: педагогику, методику преподавания, специальные науки на историческом факультете.
Только тогда, когда я «окунулся» с головой в педагогическую деятельность, наблюдая за работой коллег, участвуя в заседаниях педагогического совета, я понял, какой это все-таки тяжелый труд. Сколько же физических сил и здоровья он отнимает у учителя. Сколько невосполнимых потерь нервного перенапряжения приходиться тратить учителю, чтобы слово его дошло до нерадивого ученика. А какая нагрузка ложиться на учителя в дни открытых уроков, семинаров и всевозможных проверок. Чего стоит одна проверка тетрадей учителями русского языка и математики. Тысячи бессонных ночей проводят они, проверяя письменную домашнюю работу школьников. Это я потом понял, почему учителя этих предметов рано начинают пользоваться очками, да и седина у них появляется раннее, чем у артиста эстрады. Это я наблюдаю в течение всей своей педагогической жизни. В семье нас было три педагога. Теща- учитель математики, Соколова Ефросинья Ивановна, жена – учитель русского языка и литературы, Подерягина Галина Леонтьевна, Заслуженный учитель России и я, учитель истории и обществознания. Каждый вечер свой малый педсовет.
Хочу заметить, что до 1965 года в школе работали почти все приезжие учителя. Это объясняется тем, что школа стала средней общеобразовательной лишь с 1956. До этого она была семилеткой. Ученики обычно после школы шли работать в колхоз или уезжали в ФЗУ на Донбасс. До соседних средних школ было большое расстояние, да и плата нужна была за обучение в них. А у сельского жителя деньги в то время не очень-то водились в кошельках.
Один только был учитель местный. Возвратившись после службы в рядах Советской Армии, где он окончил вечернюю среднюю школу Косенков Михаил Арсентьевич, поступил заочно в Воронежский Пединститут и вел у нас занятия по тракторам и труду. Лучший кабинет машиноведения на всю область оборудовали мы с ним в подарок школе от выпускников 1965 года. Активный участник художественной самодеятельности, фотограф на всю деревню, юморист, гимнаст-спортсмен ( на перекладине крутил «солнце») – он научил нас работать столярными и слесарными инструментами, чинить электроприборы, мастерить домашнюю утварь. Мы были одни из первых выпускников получивших удостоверение сельского механизатора. Девушкам выдали свидетельство овощевода.
15 лет я проработал рядовым учителем, обретая опыт педагогической деятельности.
60-80 годы прошлого столетия были ознаменованы тем, что мы упорно и настойчиво, «с Лениным в башке», с партбилетом в руке несли знания всему народу. На учителя была возложена задача партии и государства, быть пропагандистом, агитатором, политинформатором, лектором. Они все состояли во Всесоюзной организации общества «Знание» Во всех этих ипостасях был и я. Двадцать пять лет на общественных началах я вел занятия в системе партийного политического просвещения с коммунистами колхоза «Красный Путиловец». Сколько же всевозможных комиссий корреспондентов побывало на этих занятиях.
Учитель формировал и воспитывал человека коммунистического завтра. Что из этого получилось-это особый разговор. Однако, учитель честно и благородно выполнял порученные ему дела. Бегал по «Красным уголкам» молочно-товарных, овце и свино- ферм, причем в любую погоду: в дождь, слякоть и мороз, на утреннюю или вечернюю дойку и кормление. Организовывал работу на десятидворках, выполняя всеобуч через вечерние школы, организовывал и руководил агитбригадами, выступал на клубной сцене в художественной самодеятельности, выходил на поля колхозов и совхозов на помощь во время прополки и уборки сельхозпродукции. Бывало, работали с детьми в поле почти всю первую четверть, а так точно. И никого не интересовало, как ты будешь выполнять программу, догонять время подготовки к итоговым контрольным и экзаменам. А знания детей были ничуть не хуже, чем сегодня.
Учитель своим образом жизни, своим личным участием во всех мероприятиях, которые были направлены на выполнение планов пятилеток, на повышение благосостояния народа, являлся примером для своих воспитанников. Сбор металлолома, макулатуры, тимуровская работа, участие в экспедиции: «Моя Родина - СССР» и многие другие акции организовывал учитель. И все это, как было принято говорить, на общественных началах за счет энтузиазма.
Три выпуска как классному руководителю мне удалось проводить на дорогу самостоятельной жизни. Я и сегодня многими из них горжусь, как замечательными людьми, хорошими хозяевами, создавшими крепкие семьи, отличными тружениками. Двое из них стали моими заместителями и уже четверть века работают вместе со мной, став Почетными работниками общего среднего образования: Подерягина Любовь Владимировна и Лавренюк Татьяна Васильевна.
В августе 1980 года я стал директором своей родной школы. До меня на моей памяти их было четверо. Павел Никитович Демидов принимал меня в первый класс. Запомнил я его потому, что он играл на мандолине, подыгрывая нам с моим с соклассником, когда мы отплясывали русскую народную «Барыню» на клубной сцене. Через год школу принял Попов Василий Андреевич. Прошедший горнило Великой Отечественной войны и возвратился с нее капитаном Советской Армии. Высокого роста, худощавый, всегда подтянутый, он был всегда строгим к нарушителям дисциплины. «Разгильдяй» его клеймо к тем, кто сам не хотел учиться и мешал другим. Его особенно обожали юноши. Он создал футбольную команду старшеклассников и сам в ней участвовал, побеждая футболистов колхозной команды. Прекрасный волейболист. Великая честь была для школьников попасть в его команду, когда по вечерам весной, летом и осенью играли на волейбольной площадке, около старого клуба на «высадку». Он организовывал шахматные турниры с детьми и взрослыми, научил играть в баскетбол и в настольный теннис. Присутствовал на всех районных спартакиадах школьников, болея за своих воспитанников. А какие баталии разворачивались во время традиционных фестивалей, что проводились каждый май в Уразовском Доме Культуре. Именно Василий Андреевич заложил традицию нашей школы: быть всегда и во всем впереди. Высоко держать планку успеха школьной семьи. Выпускал меня из 11 класса уже третий директор Кушнир Рефул Шулимович. Судьба его сложилась так, что ему пришлось покинуть столицу нашей Родины Москву и перебраться «к черту на кулички», отдаленное село, Уразовского района Долгое. Там работал директором семилетки, потом она стала восьмилетней школой. Он обладал хорошими организаторскими способностями, а главное он чувствовал ритм времени. Про таких в народе говорят: всегда держит нос по ветру. А ветер перемен недолго заставил себя ждать. Кабинетная система, всевозможные почины московских, липецких учителей, укрепление связей школы с жизнью и многое другое, что тогда широко внедрялось в практику педагогических коллективов.
Учителя Шелаевской средней школы были всегда готовы поднять свои паруса, чтобы успешно двигать свой школьный корабль к вершинам педагогической науке и практике. Капитан нашего корабля Рефул Шулимович успешно вел его к намеченной цели. Районные и областные семинары сделали школу своеобразным полегоном для апробации идей ученых и практиков – методистов. Школа дважды была участником ВДНХ, где получала медали за успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения. Переходящие и памятные Красные знамена стали своего рода оценкой деятельности коллектива учителей, учащихся и родителей. Рефулу Шулимовичу было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Это была наша общая награда но, прежде всего именно директора – дирижера и постановщика нашего школьного «оркестра».
Школу я принял от Сидякиной Полины Ивановны. Её педагогический олимп брал начало в работе пионерской вожатой, затем организатор внеклассной и внешкольной работы, где она накопила богатейший опыт воспитательной деятельности. Сколько же интереснейших и полезных воспитательных мероприятий бы проведено под ее руководством и по ее сценариям. Полина Ивановна, как и Рефул Шулимович удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР».
Я стал директором в то время, когда на земле Святого Белогорья развернулась грандиозная работа по созданию школ –комплексов. Нет нужды доказывать, что учебно-воспитательные комплексы на селе – это самый оптимальный и самый эффективный вариант сельской школы, позволяющий успешно решать задачу воспитания разносторонне развитой личности ребенка. Более того, учебно-воспитательные комплексы, как теперь их именуют социокультурными, помогает решать задачи социального плана во всем микрорайоне школы. Понимая важность и значимость учебно- воспитательных комплексов для развития образования и воспитания сельского жителя и прежде всего молодежи, партийные и советские органы тогдашнего государства ориентировали всю нашу страну на опыт Белгородских учителей. Академия педагогических наук СССР создала специальную научную лабораторию при научно-исследовательском институте общих проблем воспитания по изучению, обобщению и распространению опыта Белгродских школ-комплексов НППО «Белогорье».
Наша школа была включена в ее состав и коллектив учителей, воспитателей- педагогов дополнительного образования с головой окунулся в эту интересную и плодотворную работу. В течение пяти лет я набирался опыта учёности будучи младшим научным сотрудником АПН.
Никак не могу понять, откуда в этот застойный период, как его окрестили лжедемократы, брались средства на строительство новых современных школ на Белгородчине. Задача была поставлена так: на каждой центральной усадьбе колхоза должна быть построена школа – комплекс.
И она была выполнена. Почти триста сельских школ стали учебно-воспитательными комплексами с хореографическими и изостудиями, с филиалами музыкальных и спортивных школ, с отделениями туристических центров, домов детского творчества, станции юных натуралистов и техников с десятками клубов и кружков по интересам. Делалось все, чтобы ученик сельской школы имел равные возможности в своем развитии как городские школьники.
Сегодня задача другая. Американский капитализм (будь он неладен), внезапно подсунул нам экономический кризис. А в бюджетной сфере, кроме школ больше не на чём
не сэкономишь. Вот беда-то какая. Но хочу быть до конца объективным. Национальный проект «Образование» дал возможность, творчески работающим коллективам значительно укрепить материально-техническую базу, значительно расширить возможности учителя и ученика, в проявлении своих способностей, повысить качество образования, поддержать, в том числе и материально талантливых учителей. Школа никогда не была так насыщена техническими средствами, как теперь. Но, как и тысячу лет назад в центре всей педагогической образовательной и воспитательной деятельности стоит фигура учителя.
Сегодня я могу с гордостью назвать тех, с кем мне пришлось работать уже директором школы 30 лет.
Коллектив учителей нашей школы почти на 90% состоит из ее выпускников. Этот их трудом и трудом детей школа достигла определенных успехов. 25 лет подряд она является победителем соревнований среди сельских школ района по показателям социально-экономического развития. Дважды были Лауреатами и трижды победителями областных конкурсов «Школа года». Более 50 кубков завоевали ее учащиеся- спортсмены. под руководством учителей физической культуры в районных и областных соревнованиях. Сотни почетных грамот и дипломов свидетельствуют об успехах ее коллектива в самых различных конкурсах начиная от районных, до республиканских и международных. Среди них самыми значимыми являются Дипломы лауреатов и победителей Международного конкурса им. Макаренко, Десятого Российского образовательного Форума, Приоритетного национального проекта «Образование», Девятого Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России – 2008г». Школа занесена в Федеральный Реестр « Всероссийская книга почета» и национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России - 2009». И все это дело рук Учителя. Сознательно никого не хочу выделить отдельно, чтобы не было обиды. Ведь учитель тоже ранимая личность, каждый учитель, словно пчела несет в свой улей капельку прекрасного нектара, чтобы наполнить его великолепным содержимым – школьной неповторимой жизнью.
Великий педагог Сухомлинский говорил: « Школа – это духовная колыбель народа. Чем больше заботы о своей колыбели проявляет народ, тем блистательнее его будущее».
Поставьте памятник учителям! Они его заслужили. Учитель подобно горьковскому Данко. Разрывая грудь, он своим сердцем освещает дорогу к знаниям.