Эссе учителя

Какой Вы видите школу будущего?

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Известно, что школы существовали на Руси еще в древности. Так, в "Повести временных лет" впервые упоминается о школе в Киеве, основанной Владимиром, крестившим Русь в 988 году. "Владимир же был рад, что познал бога... И поставил церковь во имя святого Василия на холме" Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: "В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык гугнивых". Школы в те времена существовали только в стенах церквей, а учителями были священники.
Многое изменилось с тех пор: появились техника, развиваются технологии, человечество взошло на новую ступень развития с новыми ценностями, новой культурой. Всё это стало возможным лишь благодаря накоплению знаний и умений, которые передавались из поколения в поколения, от отца к сыну, от учителя к ученику. В современном мире знания и грамотность возымели совершенно другое значение, именно поэтому школы существуют по сегодняшний день, совершенствуясь и неся все новые и глубокие познания.
Современная школа - место, где люди не только получают знания, но и непрерывно общаются, учатся слушать и понимать друг друга, учатся решать проблемы и принимать важные решения. Войдя в школу шестилетним малышом, не знающим ничего о жизни и мире, окружающем его, о процессах, происходящих ежесекундно и веками, человек выходит из её стен взрослым, осознающим свое место и предназначение и готовым принять новую, взрослую жизнь. Поэтому с уверенностью можно сказать, что школа - это дом, в котором человек познает себя, свои возможности, совершенствуется в разных областях и приобретает бесценные навыки и умения. Школа - это место, где люди находят верных спутников жизни - друзей, где совершаются первые глупости и принимаются первые серьёзные решения.
Какой же я вижу школу будущего? Что в ней должно быть, а чего нет…
ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО ШКОЛЫ
Без сомнения это тема, на которую легче всего фантазировать. Единственное на чем хотел бы остановиться, это на следующей мысли, каких учеников мы с вами хотим взрастить в школе, такова должна быть и архитектура здания, и планировка территории, и дизайн классов.
ШКОЛА ДЛЯ РАДОСТИ
К сожалению, наша образовательная система слишком сильно увлеклась результатами: выдачей дипломов, подготовкой к вузу, направленностью на выбор профессии, специальности, на развитие конкурентоспособности чуть ли не с начальной школы. При этом мы совершенно забыли, что в педагогике нельзя все мерить результатами — процесс часто важнее. Из школы ушло творчество — его вытеснили в разряд дополнительного образования, заменив развитие личности натаскиванием ребенка на результат. Я думаю, учиться нужно, не для того чтобы поступить в вуз и потом получить престижную работу, а просто так, ради удовольствия. Буквально: школа нужна для радости детям.
По-моему, стоит предусмотреть разбиение предметов на уровни, и выставлять оценки за пройденные уровни. Если человек из всей математики прошел только элементарную арифметику и собирается поступать в консерваторию, его знаний по математике хватит. Главное — что оценки должны стоять честные.
ГОТОВИТЬ К ЖИЗНИ
По моему мнению, какая бы школа ни была, в будущем в ней должны быть совершенно иные стимулы к получению знаний — минимальная роль оценки, гибкая система преподавания. В школе должна сложиться безотметочная система оценивания на содержательной основе, то есть без условных сигналов, угроз, штрафов, стендов успеваемости и прочего. Классное руководство, ведение документации, работа с родителями, организаторские обязанности и многое другое — все это делает из учителя многостаночника, мешает ему совершенствоваться как учителю-профессионалу. Необходимо строгое разделение функционала.
Думается, выражу общее мнение: учитель давно перестал быть уникальным источником знаний — дело здесь даже не столько в престижности профессии, сколько в быстро меняющемся обществе. Поэтому детей нужно учить самостоятельности — и в отношении работы с информацией, и умению быстро ориентироваться, и в смысле поиска своего места в жизни. Миссия „школы будущего“ должна заключаться не в том, чтобы напичкать детей информацией или дать базовые знания, а в том, чтобы подготовить человека к жизни, максимально содействовать самовыражению личности, способствовать социальной мобильности своих выпускников, адекватности их возможностей требованиям времени.
БИБЛИОТЕКА В МОРЕ ИНФОРМАЦИИ
Зачем вообще сегодня в школе учебник у каждого ученика? К сожалению, многие учителя ориентируют учеников не на предмет, а на учебник. Типа: «Прочитайте в учебнике определение ХХХ. Теперь вы знаете, что такое ХХХ». Учебник становится костылями для учителя, облегчающими ему жизнь и скрывающими неспособность передвигаться самостоятельно. А что если в будущем единый учебник заменить раздаточным материалом, который педагог должен готовить к каждому занятию. Это позволит школе сэкономить массу денег, а учителям — обеспечить „индивидуальную траекторию учебного процесса“, о необходимости которой сейчас так много говорят.
Сейчас повсюду говорят о несовершенстве школьных библиотек, о необходимости переходить на новые формы работы. Выходом из ситуации может стать появление квалифицированных библиотекарей — не тех, кто просто выдает книжки, а библиотекарей-педагогов, библиотекарей-психологов, которые помогут ребенку выбрать то, что ему будет полезнее, что будет его развивать, а не развлекать.
ВОПРОС ТЕХНИКИ
Конечно, одним из важных условий создания „школы будущего“ станет использование информационных технологий, отвечающих веяниям времени.
Возможно в будущем, единая информационная среда среднего образования поможет реализовать многие идеи, которые раньше считались утопическими. Например, идею межпредметного сотрудничества. Ученик написал сочинение по истории, и если оно будет вывешено на сайте, его прочтут, и будут комментировать все учителя, а не только один-единственный историк.
Хорошо оборудованный лекционный зал — с мультимедиа-проектором, большим экраном, выходом в интернет — есть далеко не в каждой школе. Но там, где он есть, перед учителями и школьниками открываются широчайшие возможности. Можно пользоваться материалами средств массовой коммуникации (видео, радио, телевидение, интернет, пресса), можно проводить дистанционные занятия, телемосты, интерактивные конференции.
Профессия учителя всегда она была достойна уважения и почета. И я верю, что в школе будущего обучающая техника не заменит живого контакта с учителем. Никакой самый совершенный робот не добьется взаимопонимания с учеником. Он останется только накопителем информации, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
Я думаю, что роль учителя при увеличении доступа к информации не падает, а, наоборот, возрастает. Я верю, что в школе будущего будет востребован УЧИТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА, который в каждой определенной образовательной области будет заниматься не рутинным научением — его там заменит компьютер, а ТВОРЧЕСТВОМ, движением в неизвестное, что неподвластно искусственному интеллекту.
Преподавание в школе должно строиться, прежде всего, через выстраивание отношений с детьми, смену модели обучения на более свободную, где упор делается на развитие навыков самостоятельного мышления, на всестороннее развитие личности. Диалог с современным ребенком должен строиться как с равным, с собеседником, с партнером.
И в заключение, если попытаться вывести четкую математическую формулу школы своей мечты, то, по моему мнению, она была бы следующей — «Идеальная средняя школа = дети + (здание + оборудованные учебные кабинеты + средства обучения) + кадры х (квалификация + стремление) + мудрое руководство + атмосфера единства всех участников образовательного процесса.
«Школа моей мечты — это школа, в которой ученики и учителя объединены общим процессом — саморазвития!»