Эссе учителя

Эссе «Моя педагогическая философия»

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Мы учимся не для школы, а для жизни.
Латинская пословица.

Какова миссия учителя?
Вечный вопрос педагога. Непросто ответить на него.
Меняются времена, меняются и требования к выпускнику. Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в обществе за последние годы, обусловили изменения современной образовательной политики. Стало актуальным развитие у школьников готовности к самообразованию, саморазвитию, самоопределению.
Следовательно, моя миссия учителя состоит в том, чтобы помочь подростку, юноше разобраться в себе, найти себя. Михаил Светлов как-то заметил, что «учитель не тот, кто кого-то чему-то учит, а тот, кто помогает ему стать самим собой».
Самое главное, на мой взгляд, - не бояться видеть в учениках самостоятельную, уникальную личность. Это позволит нам разрешить ребенку иметь свои собственные чувства, свой собственный взгляд на мир. Я думаю, фактически необходимо отказаться от идеи «правильного человека» как цели воспитания и сменить ориентацию на поддержку неординарности, на ценность индивидуальных особенностей личности. Только так мы, учителя, сможем стать настоящими помощниками ребенку. И мы должны быть рядом с ним! Педагог-профессионал должен научиться распознавать скрытые мотивы поведения учащегося, находить способы, средства, позволяющие ребенку наиболее полно раскрыть свой личностный потенциал.
Пятнадцатый год я преподаю технологию в обычной общеобразовательной школе. Несерьезный предмет, думают многие, не «царица наук», как математика, не философский предмет, как литература. Но они глубоко ошибаются. За последние годы содержание данного учебного предмета качественно обновилось. Сегодня учитель технологии, как никто другой в школе, обладает счастливой возможностью, с одной стороны, объяснить и продемонстрировать учащимся, как научно-технические знания материализуются в конструкторско-технологических процессах, а с другой, хотя и с известным приближением, но все же практически познакомить их с основными способами и приемами обработки конструкционных материалов, дать представление о дизайне и прикладной экономике. Знания и умения, которыми дети овладевают в школьных мастерских, - это обязательный компонент их общей культуры, они будут востребованы в жизни и профессиональной деятельности.
Таким образом, технология, как ни один учебный предмет, позволяет подростку самоутвердиться и самореализоваться.
Как же работать в современных условиях учителю технологии? На какие основные правила и принципы опираться? Назову главные из них:
1. Принцип самоактуализации. Учителю необходимо побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных социально-приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Необходимо на только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать ее дальнейшему развитию.
3. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
4. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности.
5. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
В совокупности именно эти принципы и являются основой моей педагогической философии.
Результатом моей работы должна быть функциональная грамотность и технологическая умелость выпускника, готовность и стремление к творчеству в любой избираемой деятельности. Сегодня, как никогда, актуальны слова А.С. Макаренко: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спориться, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах».